М-10 - САУ США Второй мировой войны.
У американских солдат M10 также имела неофициальное прозвище «Уо́лверайн» (англ. Wolverine — «росомаха», которое они заимствовали от своих британских союзников — поставляемые по ленд-лизу в Великобританию M10 имели там официальное обозначение 3-in. SP, Wolverine).
Внешне истребители танков М-10 с дизельным двигателем и М-10А1 с мотором, работающем на бензине, были практически идентичны, единственное отличие - решетки на крыше моторного отделения. На самоходке М-10 устанавливался 12-цилиндровый рядный дизель Дженерал Моторс GM-6046, на М-10 - четырехтактный 8-цилиндровый двигатель внутреннего сгорания Форд GAA. Ходовая часть -стандартная для танка «Шерман»: двенадцать опорных катков небольшого диаметра, сгруппированных в шесть тележек, с вертикальными пружинными амортизаторами; шесть поддерживающих гусеницы роликов (по три на борт), ведущие колеса - спереди, ленивцы - сзади.
Броня самоходок была относительно тонкой, толщина маски пушки составляла 2,25 дюйма (56 мм), толщина брони в лобовой части корпуса варьировалась от 2 дюймов внизу до 1,5 дюймов - вверху. Толщина бортов и корму корпуса - 1 дюйм внизу, 0,75 дюйма вверху. Толщина бронелистов крыши корпуса менялась от 0,75 дюйма в передней части до 0,375 дюйма - в кормовой. Толщина бортов и кормы башни - 1 - 0,75 дюйма. Боевая масса истребителя танков М-10 составляла 33 тонны, М-10А1 - 32 тонны.
Основным вооружением истребителей танков являлась 76-мм пушка М7, смонтированная в открытой сверху башне кругового вращения. Углы наведения орудия в вертикальной плоскости изменялись от -10 град, до +30 град. Возимый боекомплект - 54 снаряда, максимальная скорострельность - 15 выстрелов в минуту. В состав боекомплекта входили бронебойные, фугасные, осколочные и дымовые снаряды. Максимальная дистанция прямого выстрела - порядка 900 м. В кормовой части башни предусматривалась возможность монтажа пулемета калибра 12,7 мм на шкворневой турели.
Экипаж состоял из пяти человек: командира, механика-водителя, помощника механика-водителя, наводчика и заряжающего. Место механика водителя находилось слева от продольной оси корпуса, его помощника - справа. Трое остальных членов экипажа располагались в башне. Сиденье командира находилось справа от пушки, наводчика - слева, заряжающего - справа сзади казенной части орудия.
В процессе серийного производства внешний вид обоих моделей истребителя танков менялся незначительно. В набольшей степени изменениям были подвергнуты башни, целью этих доработок являлись попытки улучшить сбалансированность башни. Еще в ходе испытания выявилось несбалансированность башни - пушка сильно смещала центр тяжести вперед. На первых порах эту проблему пытались решить за счет навески гусеничных траков на корму и задние части бортов башни, а также установкой 12,7 мм пулемета в месте стыка кормовых бронелистов. Однако, требуемого баланса данными мерами достигнуть не удалось. В полевых условиях на башни раннего выпуска часто монтировали противовесы. Затем появились противовесы заводского производства - два треугольной формы общей массой порядка 160 кг. Позже появилась новая башня с большим внутренним объемом и новыми противовесами.
Корпус и башня истребителя танков М-10 являлись сварными. Кормовые бронелисты башен поздних выпусков устанавливались под углом, близком к вертикали, на башнях монтировали новые противовесы. Обратите внимание на опознавательные знаки армии США, нанесенные на нижней части противовесов.
В начале 1943 г. было принято решение разработать новую вооруженную 76-мм орудием башню для установки на истребитель танков М-10. Пушка калибра 76 мм имела ту же боевую эффективность, что и установленное на М-10 орудие, однако масса 76-мм пушки была меньше. Новый опытный истребитель танков получил обозначение Т-72, башня этой машины представляла собой облегченный вариант башни Т-23 танка М-4. В качестве шасси истребителя танков использовалась несколько доработанная база самоходки М-10 А1.
Наряду с башней менялись «внутренности» истребителя танков, однако на внешнем облике эти изменения никак не отражались. Первые М-10 оснащались единственным прицелом, предназначенным для ведения огня прямой наводкой, затем стали ставить еще и прицел для стрельбы с закрытых позиций. Велись работы по замене ручного привода разворота башни механическим, однако на серийных машинах они так и не появились. Главным недостатком самоходок считалась их недостаточная защищенность. И в Европе, и на Тихом океане они несли тяжелые потери, когда действовали в ближнем бою на закрытой местности: среди «живых изгородей» Нормандии или в джунглях. Уличные бои в городах Западной Европы стали еще более серьезным испытанием для экипажей М-10. Через открытые верха башен истребителей танков снайперы легко расстреливали членов экипажи, пехота забрасывала самоходки гранатами с верхних этажей зданий. Очень часто взрыв гранаты вызывал детонацию боекомплекта. В некоторых подразделениях защищенность самоходок увеличивали за счет монтажа на броне мешков с песком, деревянных щитов, дополнительной брони. Никаких попыток усилить защищенность истребителей танков непосредственно в заводских условиях не предпринималось на протяжении всего периода серийного производства. Проблема так и осталась не решенной.
Скругленная форма башни новой конструкции истребителя танков Т-72 резко отличалась от угловатой башни истребителя танков М-10. Небольшие габаритные размеры 76-мм снарядов позволили в два раза увеличить возимый боекомплект. Работу по истребителю танков Т-72 были прекращены в феврале 1944 г. в связи с появление самоходки Т-70/М-18 «Хеллкэт».
"Ахиллес"
Истребители танков М-10 поставлялись по ленд-лизу в Великобританию, где получили наименование «Волверинз» Англичане нашли возможность усилить огневую мощь самоходки, заменив американскую 3-дюймовую пушку собственным 17-фунтовым орудием Мк V. Ствол английского орудия имел меньший диаметр, чем американского, поэтому после установки пушки Мк V на орудийной маске наваривались «заплатки». Кроме того, в маске делалось отверстие под новый телескопический прицел, предназначенный для стрельбы прямой наводкой. Интерьер боевого отделения переоборудовался в соответствии с требованиями британской армии. Угол наведения 17-фунтовой пушки в вертикальной плоскости изменялись в пределах от -5 град, до +20 град. - несколько меньше, чем у американской пушки, но вполне достаточно для борьбы с танками. Боекомплект состоял из 50 снарядов, из них шесть «первых выстрелов» находилось в башне, остальные - в надгусеничных полках.
Перевооруженный британским орудием истребитель танков М-10 получил обозначение «Ахиллес», существовало две модификации этой машины. Самоходки «Ахиллесе I» представляли собой истребители танков с британской пушкой и башней, характерной для первых серийных М-10. Таких машин было сравнительно немного. Наиболее распространенным стал «Ахилесс II», конвертируемый из М-10 поздних выпусков.
Английские самоходки, в отличие от американских, не имели узлов навески дополнительной брони.
Очередным шагом по усилению огневой мощи истребителя танков стала установка на корпус самоходки М-10 башни с 90-м орудием. Прототип, изготовленный на основе М-10, получил обозначение Т-71Е1, на базе М-10А1 - Т-71. Новые башни резко отличались от штатных. На башнях опытных машин крупнокалиберные пулеметы монтировались на кольцевых турелях, на серийных самоходках таких турелей не имелось.
Установка орудия калибра 90-мм сделала самоходку Т-71 лучшим противотанковым средством армии США, если не считать самоходка Т-26, работы по которой еще не были завершены. Развитая кормовая ниша башни использовалась для хранения боекомплекта. Кольцевая турель на башне под крупнокалиберный пулемет была демонтирована в ходе испытаний прототипа истребителя танков.
Cамоходки имела открытый верх, сохранив тем самым главный недостаток истребителя танков М-10.
Модификации
3-in. Gun Motor Carriage T35 (прототип) — ходовая часть от ранних средних танков M4A2 «Шерман».
3-in. Gun Motor Carriage T35E1 / 3-in. GMC M10 (3-in. SP, Wolverine) — с дизельным двигателем (около 5000 шт.).
3-in. GMC M10A1 — с карбюраторным двигателем Ford GAA (около 1700 шт.).
17-pdr. SP. Achilles — 3-in. GMC M10, вооружённая 17-фунтовой пушкой Mk V, такой же как на танке Шерман Файрфлай и других британских машинах. Этот вариант внешне можно идентифицировать по дульному тормозу на орудии и большему противовесу сзади башни.
Перевооружённые дизельные M10 стали 17-pdr. SP. Achilles IC.
Перевооружённые карбюраторные M10A1 стали 17-pdr. SP. Achilles IIC.
Full-Track Prime Mover M35 — безбашенный тягач M10A1 для буксируемых тяжёлых орудий.
СПАСИБО ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ, ЧТО ТЫ С НАМИ!
И к вашему вниманию два ролика: M10 Tank Destroyer